В предыдущих томах серии “Библиотеки системного программиста” мы ориентировались в первую очередь на язык программирования Си. Даже если некоторые программы были написаны на Си++, то богатые возможности этого языка практически не использовались.
Сегодня уровень сложности программного обеспечения настолько высок, что разработка коммерческих приложений Windows с использованием средств одного только языка Си значительно затрудняется. Программист должен будет затратить массу времени на решение стандартных задач по созданию многооконного интерфейса. Реализация технологии связывания и встраивания объектов - OLE потребует от программиста еще более тяжелой работы.
Чтобы облегчить работу программиста практически все современные компиляторы с языка Си++ содержат специальные библиотеки классов. Такие библиотеки включают в себя практически весь программный интерфейс Windows и позволяют пользоваться при программировании средствами более высокого уровня, чем обычные вызовы функций. За счет этого значительно упрощается разработка приложений, имеющих сложный интерфейс пользователя, облегчается поддержка технологии OLE и взаимодействие с базами данных.
Современные интегрированные средства разработки приложений Windows позволяют автоматизировать процесс создания приложения. Для этого используются генераторы приложений. Вы отвечаете на вопросы генератора приложений и определяете свойства приложения - поддерживает ли оно многооконный режим, технологию OLE, трехмерные органы управления, справочную систему. Генератор приложений создаст приложение, отвечающее вашим требованиям и предоставит вам его исходные тексты. Пользуясь ими как шаблоном, вы сможете быстро разрабатывать свои приложения.
Подобные средства автоматизированного создания приложений включены в компилятор Microsoft Visual C++ и называются MFC AppWizard - волшебник. Действительно, то что делает MFC AppWizard сродни волшебству. Заполнив несколько диалоговых панелей, можно указать характеристики приложения и получить его исходные тексты с обширными комментариями. MFC AppWizard XE "MFC AppWizard" позволяет создавать однооконные и многооконные приложения, а также приложения, не имеющих главного окна - вместо него используется диалоговая панель. Вы можете включить поддержку технологии OLE, баз данных, справочной системы.
Возможности MFC AppWizard позволяют всего за несколько минут создать собственный многооконный редактор текста с возможностью сервера и клиента OLE. При этом вы не напишите ни единой строчки текста, а исходный текст приложения, созданный MFC AppWizard, можно сразу оттранслировать и получить выполнимый модуль приложения, полностью готовый к использованию.
Конечно волшебство MFC AppWizard не всесильно. Прикладную часть приложения вам придется разрабатывать самостоятельно. Исходный текст приложения, созданный MFC AppWizard станет только основой, к которой надо подключить остальное. Но не стоит разочаровываться - работающий шаблон приложения это уже половина всей работы. Исходные тексты приложений автоматически полученных от MFC AppWizard могут составлять сотни строк текста. Набор его вручную был бы очень утомителен.
Надо отметить, что MFC AppWizard создает исходные тексты приложений только с использованием библиотеки классов MFC. Поэтому только изучив MFC XE "библиотека MFC" вы сможете пользоваться средствами автоматизированной разработки и создавать свои приложения в кратчайшие сроки.
Существует несколько версий компилятора Microsoft Visual C++. Наибольшее распространение получили версии 1.51, 2.0 и 2.2. В начале 1996 года появилась новая версия Visual C++ 4.0.
Microsoft Visual C++ XE "Microsoft Visual C++" версии 1.51 содержит только 16-разрядный компилятор. Он позволяет разрабатывать программы для операционной системы MS-DOS и Windows 3.1. Эта версия компилятора не позволяет создавать приложения, предназначенные специально для 32-х разрядных операционных систем Windows NT и Windows 95.
Версия 2.0 содержит 32-разрядный компилятор. С его помощью можно создавать приложения для Windows NT и Windows 95. Сама среда Microsoft Visual C++ версии 2.0 может работать только в 32-разрядной операционной системе Windows NT или Windows 95. Как это ни печально, но Visual C++ версии 2.0 не позволит вам создать приложения для операционных систем MS-DOS и Windows 3.1. Для этого предлагается воспользоваться предыдущей версией компилятора.
На этом различия между Visual C++ версий 1.51 и 2.0 заканчиваются. В Visual C++ версии 1.51 используется 16-и разрядная библиотека классов MFC версии 2.5, а Visual C++ 2.0 поставляется с 32-разрядной библиотекой MFC версии 3.0.
При переходе к 32-разрядным приложениям фирма Microsoft отказалась поддерживать элементы управления VBX. Вместо них MFC 3.0 позволяет работать с элементами управления OLE. Новый стандарт на элементы управления получил название OCX (OLE Custom Controls).
Фирма Microsoft приложила большие усилия, чтобы организовать совместимость своего компилятора с различными архитектурами компьютеров. Специальные версии Visual C++ работают на компьютерах с MIPS архитектурой, на компьютерах с процессорами Alpha, Motorola PowerPC. Это позволяет легко переносить разработанные приложения с одной аппаратной платформы на другую.
Популярность библиотеки классов MFC настолько высока, что такие фирмы, как Watcom и Symantec, известные своими компиляторами Си и Си++, приобрели у Microsoft лицензии на эту библиотеку. Практически единственной широко известной в России фирмой, которая поставляет компиляторы Си++ с собственной библиотекой классов является Borland. Компиляторы Borland C++ включают библиотеку классов OWL (Object Windows Library). Эта библиотека совершенно не совместима с библиотекой MFC, поэтому программы, построенные с ее использованием, нельзя транслировать компилятором Visual C++. Компилятор Borland C++ версии 5.0 позволяет транслировать приложения, созданные с использованием библиотеки классов MFC.
В конце 1995 года появилась новая версия Microsoft Visual C++ - 4.0. Этот компилятор интегрирован в среду Microsoft Developer Studio XE "Microsoft Developer Studio", в состав которого могут входить другие программные продукты Microsoft.
|
Интегрированная среда разработчика объединяет одной оболочкой Microsoft Visual C++ версии 4.0, Microsoft Visual Test, Microsoft Fortran PowerStation, Microsoft Development Library XE "Microsoft Development Library" и Microsoft Visual SourceSafe |
Для программистов, работающих в среде Visual C++, наиболее интересна возможность интегрирования с базой данных Microsoft Development Library. После того как вы установите в компьютере Microsoft Development Library, вы сможете осуществлять поиск интересующей вас информации не только в справочной базе Visual C++, но и в базе данных Microsoft Development Library. При этом вам не придется переключаться на другое приложение, достаточно выбрать справочную систему в панели Info Viewer.
Весной 1996 года вышла новая версия Microsoft Visual C++ 4.1. В состав этой версии продукта включены дополнительные средства для разработки приложений, поддерживающих глобальную сеть Internet XE "Internet", язык моделирования виртуальной реальности (Virtual Reality Modeling Language - VRML), игровое SDK (Windows 95 Games SDK XE "Games SDK" ) и большое количество OCX объектов, которые вы можете включать в свои приложения.
Последние версии Microsoft Internet XE "Internet" Information Server, используемого в качестве серверов WWW XE "сервер WWW" и FTP, имеют программный интерфейс (Internet Server application programming interface - ISAPI XE "ISAPI" ). Используя этот интерфейс, вы можете разрабатывать собственные модули, взаимодействующие с сервером.
Чтобы облегчить программистам создание таких модулей, Microsoft Visual C++ версии 4.1 содержит “волшебник” ISAPI XE "ISAPI" Extention Wizard, работающий на тех же принципах, что и MFC AppWizard. ISAPI Extention Wizard использует новые классы библиотеки MFC - CHttpServer XE "CHttpServer", CHttpFilter XE "CHttpFilter", CHttpServerContext XE "CHttpServerContext", CHttpFilterContext XE "CHttpFilterContext" и CHtmlStream XE "CHtmlStream".
Язык моделирования виртуальной реальности позволяет помещать на WEB страницах серверов WWW трехмерные изображения. Подключившись к такой странице, пользователь сможет не просто просматривать статические изображения, он сможет перемещаться по трехмерному виртуальному пространству, выбирать различные объекты и т. д.
В настоящее время существует очень мало компьютерных игр, созданных специально для работы в операционной системе Windows. Обычно эти игры достаточно примитивны и не далеко ушли от таких игр как пасьянс и минер, поставляемых вместе с Windows. В то же время игры, которые не нуждаются в средствах Windows, значительно сложнее и имеют несравненно более сложный и реалистичный интерфейс.
Отсутствие сложных игр для Windows связано в первую очередь с тем, что в этой операционной системе нет средств для быстрого отображения графической информации на экране. Существующие методы не позволяют приложениям Windows отображать информацию с достаточной для компьютерных игр скоростью.
С появлением операционной системы Windows 95 ситуация начала изменяться к лучшему. В Windows 95 встроен специальный набор функций, обеспечивающий приложениям высокоэффективный доступ к видеоадаптеру. Вышли первые игры для Windows 95. Так фирма idSoftware выпустила специальную версию популярной игры Doom 2, предназначенную для работы исключительно в среде Windows 95.
Для создания программ, поддерживающих этот набор функций, необходимо использовать специальной средство разработки Games SDK XE "Games SDK". Ранее оно поставлялось отдельно, а начиная с версии 4.1 компилятора Microsoft Visual C++, вошло в состав этого пакета.
По сравнению с Microsoft Visual C++ версии 4.0 в версии 4.1 значительно расширен набор органов управления OLE (OCX). В него Microsoft включила органы управления OCX, разработанные другими фирмами.
Авторы имеют почтовый адрес в сети GlasNet. Все свои замечания и предложения по содержанию книг серий "Библиотека системного программиста", а также "Персональный компьютер - шаг за шагом" вы можете присылать нам по следующему адресу:
frolov@glas.apc.org
Наш почтовый адрес доступен не только пользователям сети GlasNet. Абоненты других компьютерных сетей также могут передавать нам сообщения. Ниже мы приводим наш адрес в различных сетях:
Глобальная сеть |
Наш адрес |
CompuServe |
>internet:frolov@glas.apc.org |
GlasNet |
frolov@glas.apc.org |
Internet XE "Internet" |
frolov@glas.apc.org |
Relcom |
frolov@glas.apc.org |
UUCP |
uunet!cdp!glas!frolov |
Вы также можете присылать свои пожелания почтой по адресу:
Издательский отдел АО "ДИАЛОГ-МИФИ".
Индекс 115409, город Москва, улица Москворечье, дом 31, корпус 2.
Приносим свои извинения за то, что не можем ответить на каждое письмо. Мы также не занимаемся рассылкой дискет и исходных текстов к нашим книгам. По этому вопросу обращайтесь непосредственно в издательство “Диалог-МИФИ”.
Авторы выражают благодарность Фроловой Ольге Викторовне, Кустову Виктору. Мы также благодарим всех сотрудников издательского отдела АО "ДИАЛОГ-МИФИ": Голубева Олега Александровича, Дмитриеву Наталью, Виноградову Елену, Кузьминову Оксану.